Когда-то я была редактором студенческой газеты, а моим начальником — завкафедрой общественных дисциплин, крайне неуравновешенный тип, с которым мало кто хотел иметь дело. Но я считала себя вполне толерантной и терпела его громкоголосое присутствие. Как-никак он был моим педагогом, а учителей не выбирают.
Я собирала от студентов материалы для выпуска газеты с позиции «нравится — не нравится». И высказала свое мнение, которое начиналось у меня со слов:
— Я считаю, что…
И все в таком духе. А г-н Пж (это я так называю Прижуткова) всегда говорил, что редактор должен быть во всем докой, а свои эмоции засунуть куда подальше.
— Она, видите ли, считает! кричал он, брызгая слюной. — А кто твое мнение спрашивал? Ты кто? Журналист! Твое дело — опираться на факты, интересно излагать!
И шел заваривать чай, продолжая ворчать:
— Мнение у неё свое, у пигалицы…
Можете представить мои переживания? Почему я не могу иметь своего мнения? Мне казалось, г-н Пж просто хотел меня прижучить, обвинить в некомпетентности и непрофессионализме, чтобы я не задирала нос, и всего-то.
Но теперь, когда прошло много лет, я поняла — он учил меня безоценочности восприятия и был абсолютно прав.
Мы окрашиваем мир в те краски, с которыми разгуливаем по жизни. Допустим, в тебе больше коричневого цвета — вот и получай такую краску того или иного события. А другой то же событие окрасит в оранжевый цвет, потому что оно из него так и прет.
Бывают и другие оценки: веселое, грустное, успокаивающее. На самом деле, событие — оно никакое, а всеми этими определениями и эпитетами мы наделили его сами. Событие просто произошло. Оно происходило и будет происходить.
К примеру, была хорошая погода, все отправились на работу без зонтиков, а к концу рабочего дня начался дождь. Этот дождь вызвал бурю возмущения, но ему самому без разницы, возмущаетесь вы или радостно прыгаете по лужам.
— И что? Мы теперь не должны реагировать вовсе?
В нашей власти выбрать «цвет» своей реакции. В психологии есть такое понятие как «рефрейминг» — это смена рамки, переосмысление происходящего в новом контексте. Найти что-то хорошее в этом «плохом».
Если понять и принять эту схему к действию, можно снизить уровень травмированности из-за своих оценок. Вообще можно приучать себя к безоценочности восприятия.
Ведь ставить оценки — все равно. что судить. А мы кто? — судьи, что ли?