Как-то раз, когда я только начал работать в посольстве, меня серьезно отругали за неправильно сделанный документ. Помню как сейчас: мне было стыдно и обидно и очень грустно. Но самое досадное: я совершенно не знал, как мне надо было себя вести, когда меня ругал начальник.
Я сидел и грустил. В подавленном и растерянном состоянии меня нашел старший дипломат, который пришел ко мне с рабочим вопросом. Он спросил, почему я так драматично выгляжу. И я все рассказал. Он внимательно меня выслушал, сел рядом и сказал мне слова, которые я запомнил на всю жизнь:
— «На самых разных работах начальники ругаю подчиненных иногда за дело, а иногда просто за то, что встали не с той ноги.
Принимать все это близко к сердцу просто неразумно, а пропускать мимо ушей неправильно. Сидеть с каменным лицом и делать вид, что тебя это не касается, нельзя: начальник подумает, что ты разгильдяй и бездельник. Если же сразу начать извиняться и оправдываться, начальство тоже не обрадуется, подумает, что ты знал, что можно было сделать лучше, но поленился.
Спорить с начальством в момент выволочки так же эффективно, как выходить в открытый космос в ластах и плавках. Не для того начальство ругается, чтобы ты мог вставить свои пять копеек с оправданиями. Особенно при свидетелях. Захочешь отстоять свою точку зрения, лучше сделай это позже и с глазу на глаз.
Принимать вальяжную позу во время взбучки от начальника тоже плохо. По статусу не положено, да и это может вызвать гнев начальства. „Вид лихой и придурковатый“ вызовет лишь желание накидать тебе сверху пару-тройку крепких слов и подогнать тележку с наказаниями. Переводить стрелки на других, пытаться скинуть с себя ответственность или перебросить чувство вины тоже не выход: тут весь коллектив захочет тебя высечь.
Что тебе остается? Все просто. Когда в следующий раз тебя будет ругать начальник (а это обязательно произойдет, потому что ошибаются все), прими удобную позу и старайся изо всех сил… поднять мизинец на ноге.
На твоем лице в этот момент ясно отпечатаются и вина, и покаяние, и усердие, и прилежность, и усидчивость. И начальник обязательно заметит то, как сильно ты переживаешь за происходящее»